кто освобождается от уплаты земельного налога

Налогообложение земельных участков установлено положениями гл. 31 НК РФ. Земельный налог по классификации относится к местным. Порядок уплаты определяется региональными властями. Органы власти вменяют обязанность граждан, организаций оплачивать сбор. Кто освобождается от уплаты налогов?

Обязанность по оплате налога

Кто обязан платить налог? Сбор оплачивает собственник, гражданин, которому участок принадлежит на праве бессрочного пользования, наследования. Если лицо владеет территорией по аренде, безвозмездному пользованию, он освобождается от сбора. Налог за этих лиц выплачивается с граждан, которые выступают собственниками ЗУ.  

От чего зависит размер сбора?

Размер налога, взимаемого с физических, определяется кадастровой стоимостью ЗУ. Ставки устанавливаются региональными властями с определенным лимитным значением: не более 0,3% от кадастровой цены в отношении категорий:

  • земель, имеющих с/х назначение;
  • участков, предназначенных для подсобного хозяйства;
  • территорий, ограниченных в свободном обороте по законам РФ.

Остальные владельцы земель по 6 соток или более платят сбор по повышенной ставке – 1,5%.

Налоговая база

Кадастровая стоимость ЗУ – база налога. Ст. 389 НК РФ признает в качестве объектов налогообложения ЗУ.  

Информация о кадастровой стоимости внесена в ЕГРН. Подлежит применению с 1 января года, который считается налоговым периодом по условиям ст. 391 НК РФ.

По земельному участку, образованному в течение налогового периода, база исчисления налогов в периоде уплаты сбора определяется на дату внесения в ЕГРН сведений – оснований для определения кадастровой цены ЗУ.

Правила применения кадастровой стоимости как базу расчета земельного сбора 

Ст. 391 НК РФ предусматривает правила использования кадастровой стоимости для исчисления земельного сбора:

  • показатель стоимости земельного участка (в сторону уменьшении или увеличения выплат) из-за изменения качественных и количественных характеристик надела учитывается при определении базы для уплаты налога со дня внесения информации в ЕГРН;
  • организации определяют налоговую базу на основании информации, содержащейся в ЕГРН о каждом земельном наделе;
  • налоговая база в отношении ЗУ в долевой собственности определяется для каждого из плательщика налога пропорционально части владения;
  • налоговая база в отношении ЗУ в общей совместной собственности для каждого из плательщиков определяется в равных долях.

Земельный налог – местный, прямой сбор. Он перечисляется в региональный бюджет собственниками, владельцами ЗУ. Сумма сбора рассчитывается в качестве произведения кадастровой стоимости и ставки, установленной местными и федеральными органами власти. Исчисление, алгоритм уплаты регулируется гл. 31 НК РФ.

Для расчета земельного налога Вы можете воспользоваться онлайн калькулятором на нашем сайте.

Местные органы власти в отношении земельного налога устанавливают:

  • действует ли обязательный сбор на территории МО;
  • ставки сбора в пределах, оговоренных положениями НК РФ;
  • налоговые льготы, если они установлены дополнительно;
  • алгоритм, сроки представления документов, свидетельствующих о праве на применение налоговых послаблений;
  • наличие/отсутствие налоговых периодов;
  • алгоритм и периоды уплаты налога, авансовых платежей.

Объекты уплаты обязательного земельного сбора – это ЗУ, которые находятся в пределах региона. Исключения из общего правила составляют ЗУ, ограниченные, изъятые из гражданского оборота, земли в составе лесного фонда. 

Кто определяет освобождение от уплаты налога на землю

Льготы, послабления устанавливаются ФЗ, в частности – НК РФ. Региональные власти вправе выразить собственное мнение и расширить список льготников, но в пределах, позволяемых федеральным законодательством. Правовые акты регионального органа власти распространяются не на всю Россию, а только в пределах подведомственной ему области. Таким образом, местные органы власти могут пойти на уменьшение суммы обязательного сбора, менять условия предоставления государственной поддержки, дополнять список лиц, имеющих право на льготы. Основное, о чем стоит помнить – меры не должны противоречить статьям Налогового Кодекса РФ, рекомендациям федерального центра. Ставки сбора, назначенные местными властями, не могут быть выше федеральных.

Послабления от уплаты обязательного сбора

Льготы делятся на 2 категории:

  • полностью освобождающие от обязанности по уплате;
  • частично снижающие сумму перечислений в местный бюджет.

Необходимо понимать, что введение послаблений отдано регионам при условии соответствия действий местных органов власти нормам закона. Получается, что льгота полного освобождения от выплат может быть доступна в российских регионах на разных условиях.  

Каким может быть освобождение от уплаты налога? На федеральном уровне происходит освобождение от налогов на землю в отношении ЮЛ:

  • органы исполнительной ветви власти: расположение на территории в местах заключения;
  • ЮЛ с участками, находящимися в особых экономических зонах, но с соблюдением условий по срокам владения;
  • ИЦ «Сколково»;
  • учреждения религиозного назначения;
  • общественные организации, созданные инвалидами;
  • малочисленные народы РФ – граждане.

Для того чтобы понимать, кто имеет право на льготу, установлен перечень малочисленных народов. Список содержится в Постановлении российского правительства от 2000 под N 255. А также в Письме, изданном Минфином от 2009 № 03-06-06-03/8 моно найти список земель и их характеристики, которые освобождены от земельных выплат.   

Какие земельные участки не облагаются налогом? Кроме перечисленных, государство не берет сбор со следующих земель:

  • где расположены важные государственные объекты;
  • территории, находящиеся в пользовании консульств и диппредставительств.

Уменьшение суммы сбора

Льгота по сумме налога подразумевает частичное снижение кадастровой стоимости ЗУ. Налог рассчитывается от этого показателя: если снижается кадастровая стоимость, понижается сумма обязательного сбора.

Льгота доступна гражданам:

  • герои СССР, РФ;
  • кавалеры ордена Славы;
  • ветераны ВОВ, труда;
  • участники ВОВ;
  • ликвидаторы аварии в Чернобыле;
  • физические лица, которые получили статус инвалида при выполнении трудовых обязанностей (в ситуации техногенной катастрофы);
  • испытатели оружия радиационного назначения.

Перечень льготников не исчерпывающий. Это означает право регионов дополнять их список. Во многих регионах в него включены граждане: лица пенсионного возраста, семьи многодетного состава, граждане с низким доходом.

Как получить льготу

Как получить льготу

Гражданам

Получение льгот и помощи от государства с заявительным характером. Для реализации права на льготу по обязательному сбору гражданин обязан предоставить в Налоговую инспекцию комплект документов:

  • документ, удостоверяющий личность;
  • бумаги на участок: правоустанавливающие;
  • справка, подтверждающая положение льготника;
  • ИНН.

Государство предоставляет льготу по одному земельному участку. Если у человека во владении несколько участков, он имеет право платить уменьшенный налог на один из них.

Кроме документов, правообладатель пишет заявление в Налоговый орган. В нем указывает право на льготу. Документ рассматривается 10 дней, исключая выходные. Если налоговый инспектор выносит положительное решение, гражданин получает право на льготный налог в год, когда было написано заявление. Уменьшение налога действует и в последующие годы. Если статус гражданина изменился, он больше не входит в льготную категорию, обязан уведомить об этом Налоговый орган.   

Организации

С 2020 года юридические лица с правом на льготу, представляют в Налоговую Инспекцию заявление. В документе отражается просьба юридического лица о льготе. Организация обязательно передает в надзорную инстанцию документы, доказывающие право на налоговое послабление.

Заявление рассматривается налоговой инстанцией в течение 30 дней с момента получения документа. При необходимости руководитель или заместитель контролирующего органа вправе продлить срок рассмотрения заявления, оповестив об этом налогоплательщика.

По итогам рассмотрения заявления о предоставлении налоговой льготы, надзорная инстанция передает плательщику налогов уведомление. В нем указывается, что организации налоговая льгота будет предоставлена. Но налоговый орган выносит отказ в некоторых случаях. 

В уведомлении о предоставлении налогового послабления указываются основания, по которым это произошло, периоды, на которые действует послабление. При отказе в льготе указываются основания несогласия надзорной инстанции с просьбой плательщика сбора, объекты, подлежащие налогообложению, период, на который льгота действовать не будет.

Форма налоговой декларации

Организации, которые платят налог, либо его уменьшенную сумму, обязаны заявить декларацию. Делается это по расположению ЗУ.

Декларация по налогам предоставляется плательщиками не позже 1 февраля года, который следует за истекшим периодом.

По ст. 83 НК РФ плательщики налогов, которые относятся к категории крупнейших, предоставляют декларацию по месту учета.

Декларация строго унифицированной формы. Внешний вид документа утвержден на законодательном уровне. Это приказ ФНС РФ от 2017, под N№ ММВ- 7-21/347.