Общественный кадастр земельных участков
Кадастр земельных участков представляет собой свод, в котором содержится вся существенная информация о земельных наделах на территории России. В данной статье будет описано это понятие.
Сущность кадастра
Под кадастром понимают свод изложенной в систематизированном порядке информации, подтвержденной документами, которая описывает правовой статус наделов, их природные характеристики и хозяйственное положение. Также в него вносятся данные, касающиеся всех строений, располагающихся на участках. Информация, включаемая в такой реестр, должна носить полный и всеобъемлющий характер, благодаря чему появляется возможность эффективного землепользования.
Сведения, которые содержатся в кадастре, описывают сведения, относящиеся ко всем объектам недвижимости. Обратите внимание, что в идеале в него должны быть включены все земельные участки. А также все расположенные на них строения. Работа по ведению кадастра предполагает постепенный охват всех наделов, располагающихся на территории страны. Разумеется, существенное требование, установленное для такого свода — достоверность, всех приводимых в нем данных. В случае, если оказывается, что та или иная информация не соответствует действительности, в содержимое реестра требуется оперативным образом внести правки.
Учреждение, ведущее кадастр
В нашей стране ведение кадастра земельных участков возложено на Федеральную кадастровую палату. Последняя в настоящее время представляет собой федеральное государственное бюджетное учреждение, которое подчинено Росреестру. На кадастровую палату возложено исполнение полномочий Росреестра в области регистрации прав на недвижимость и транзакций с такими объектами.
Отделения кадастровой палаты располагаются во всех субъектах Российской Федерации.
Порядок ведения кадастра земельных участков
Земельный кадастр по закону ведется как на бумажных, так и на электронных носителях. Если информация на этих двух разновидностях носителей не совпадает, то в подобном случае приоритет имеют данные, которые имеются на бумаге. Все кадастровые дела должны храниться постоянно, их уничтожение не допускается.
Сведения в кадастр земельных участков поступают из следующих источников:
- Информация в отношении прав, существующих на данный надел — Из единого госреестра прав на недвижимость.
- Экономические характеристики данной территории — по результатам государственной оценки (кадастровой и иной), а также на основе нормативно-правовых актов.
- Данные о состоянии земель и о порядке их эксплуатации — на основании информации, сообщенной владельцами, а также осуществления различных изысканий, в том числе почвенных, землеустроительных, геодезических, топографических и иных.
Функции кадастра земельных участков
Ведение данного реестра служит для следующих целей:
- Государственный контроль над использованием имеющейся земли;
- Охрана статуса различных территорий;
- Создание базы данных, которой могут пользоваться органы местного самоуправления (муниципалитеты) для получения требуемой им информации о различной земле;
- Государственная регистрация прав на объекты недвижимости, возникающих у собственников и иных землепользователей — физических и юридических лиц;
- Определение обоснованной платы за землю;
- Землеустройство;
- Оценка экономически обоснованной стоимости земельных ресурсов;
- Повышение эффективности эксплуатации земельных ресурсов;
- Проведение необходимых мероприятий природоохранного характера;
- Выявление экономической стоимости различных земель;
- Установление общих принципов землеустройства;
При этом кадастр имеет публичный характер. У всех субъектов — государственных и муниципальных учреждений, а также физических и юридических лиц существует возможность равного доступа к абсолютно всем сведениям, вносимым в кадастр.
Кадастровый номер надела
Важнейшим реквизитом участка является его кадастровый номер, который присваивается данному объекту в момент регистрации. Именно он позволяет идентифицировать тот или иной надел, поскольку он является уникальным.
Кадастровый номер включает четыре блока, разделенных двоеточием, для каждого из которых требуется содержание строго установленного количества цифр:
- Первый блок, состоящий из двух цифр, относится к кадастровому округу, на практике такие округа созданы на территориях всех существующих субъектов федерации
- Второй блок, также включающий две цифры, определяет, о какой кадастровом районе идет речь, на практике такие единицы совпадают с территориями районов и городов внутри регионов.
- Третий, в который входят семь цифр, обозначает кадастровый квартал.
- Наконец, последний, четвертый блок также имеет в своем составе две цифры. Он идентифицирует непосредственно сам земельный участок
Возможно внесение земельных наделов в реестр под условными кадастровыми номерами, имеющими иной формат. Такое происходит, если данному участку кадастровый номер был присвоен ранее 2007 года. Поскольку номера, которые объекты недвижимости получали до этой даты, стали считаться условными после 2007 года. Именно в этом году было принято законодательство о кадастре. Второй вариант условного номера — если ранее у данного объекта недвижимости номера не было вовсе, его регистрация в государственном учреждении была начата, но еще не завершилась. Но объект в таком случае получит временный номер, который будет использоваться пока процедура не будет закончена. После этого участок получит постоянный номер.
Ситуация, когда один участок имеет более одного кадастрового номера (обычно два) на практике встречается и становится следствием ошибки сотрудников кадастрового ведомства. В этом случае необходимо обратиться в Росреестр с запросом об исправлении вкравшейся ошибки.
Если изменяется количество наделов, то изменения происходят и с их кадастровыми номерами. Так, если два участка объединяются, то получившемуся присваивается единый номер. Если же существующий участок делится на несколько, то в таком случае все возникшие участки также получают собственный номер.
Какая информация включается в кадастр
В кадастре должны быть приведены основные сведения, относящиеся к определенному наделу. В частности это:
- Месторасположение участка с привязкой к местности (к ближайшему населенному пункту);
- Границы участка (изображаются на план-схеме);
- Площадь надела;
- Категория, к которой отнесена данная земля (в том числе сельскохозяйственного назначения, населенных пунктов и иная);
- Способ эксплуатации участка;
- Актуальное качество почвы на данной территории, характеристики ее плодородности;
- Правовой статус надела, его текущий и прежние владельцы, обременения в пользу третьих лиц, наложенные на данный участок;
- Строения, возведенные на участке.
Какими бывают последствия при непостановке надела на учет
После приобретения участка обязательно поставьте его на учет, иначе актуальный собственник может продолжать им владеть. Проблемы у него возникнут в том случае, если он захочет осуществить какую бы то ни было операцию с такой собственностью, В самом деле, без кадастрового номера у него не получится ни продать участок, ни заложить его, ни, к примеру, оставить в наследство кому бы то ни было. Причина в том, что в отсутствие кадастрового учета права на такую землю рассматриваются как сомнительные. И лишь при выполнении такой процедуры они считаются безусловно засвидетельствованными.
Как производится постановка надела на учет
Чтобы занести свой участок в кадастр, его владельцу необходимо в первую очередь собрать пакет документов, в который включаются:
- Правоустанавливающий документ, в котором оговаривается, на каком основании участок находится в распоряжении собственности. Это может быть договор купли-продажи, дарственная, свидетельство о наследстве, документ о приватизации земли и пр;
- Технический план;
- Межевой план. Стоит оговорить, что данный документ не рассматривается как обязательный. Ведь внесение земли в кадастр допускается и без межевания. В спорном случае такой план может понадобиться. В то же время получение кадастрового номера допускается и без него;
- Документ, удостоверяющий личность заявителя-собственника участка. Если же вместо него действует представитель, то нужна нотариально заверенная доверенность.;
- Квитанция об уплате государственной пошлины.
Далее с этим пакетом документов нужно прийти в Росреестр либо в МФУ. В этом учреждении требуется составить заявление на предмет присвоения объекту недвижимости кадастрового номера. После чего подать его вместе с остальными бумагами.
Далее компетентное ведомство в продолжение месяца рассматривает поступившее обращение и присваивает участку номер, под которым он в дальнейшем фигурирует в кадастре земельных участков.