otkaz-v-privatizatsii-zemelnogo-uchastka-osnovaniya

Отказ в приватизации земельного участка, основания

otkaz-v-privatizatsii-zemelnogo-uchastka-osnovaniyaПриватизация земельного надела означает его продажу государством в пользу частных лиц. Процедура имеет свои особенности, алгоритм действий. Но не всегда возможно ее осуществление. Рассмотрим причины отказа в приватизации земельного участка.

Отказ в приватизации: основные моменты

Приватизация участка заключается в его приобретении. По ст. 36.1 ЗК РФ граждане и организации имеют исключительное право на приватизацию. Но бывает и так, что участок приватизировать нельзя и на это существуют основания, предусмотренные законом. Перечень отказов носит исчерпывающий характер. Это означает, что никакие причины, кроме тех, которые указаны в законе не могут стать причиной отказа.

Отказ в приватизации носит объективный характер. Неодобрение связано с тем, что участок не может быть продан из-за того, что он предназначается для нужд государственных органов. Это обстоятельство должно быть подтверждено. В качестве доказательств выступают документы, а также инвестиционные программы.

Причины отказа

Если гражданину или представителю ЮЛ отказали в приватизации земельного надела, сделали это правомерно, это значит, что на неодобрение существуют причины. Их полный список указан в законе:

  1. Земельный участок располагается на красных линиях. Это означает его нахождение на территориях общего пользования, включая пределы ЛЭП, коммуникационных связей, трубопроводов, дорог различного назначения, проездов и проходов.
  2. Полное или частичное нахождение земельного надела в природоохранительной зоне. Например, на территории заповедника.
  3. Расположение на территории, которая будет подвергнута реорганизации или ее планируют отнести к особо охраняемым объектам.
  4. Земельный участок находится в частном владении. То есть, он выступает собственностью организации или гражданина.
  5. Надел относится к имуществу, которое изъято или ограничено в обороте.
  6. Земельный участок находится на землях, которые входят в резервный перечень (государственный). Соответственно, недвижимость может потребоваться исключительно для государственных нужд.
  7. Участок не может быть выкуплен, передан в собственность частному лицу. Эти действия прямо запрещены законом.
  8. На земле находятся строения, которое было возведено ранее и не оформлено надлежащим образом.
Это перечень, который является основным и используется при формировании причин отказа. Неодобрение со стороны государственных органов, должно носить мотивированный характер. Это означает, что гражданин или компания, изъявившие желание купить участок у государства, должны понимать, по каким причинам они не смогут это сделать. 

Существуют и иные основания, которые могут действовать в определенной ситуации. Они следующие:

  • гражданин, ЮЛ использовали право на приватизацию;
  • участок земли не имеет границ в СНТ;
  • не были соблюдены формальные требования, предъявляемые к приватизации;
  • отсутствие документов для приватизации;
  • несоблюдение порядка покупки участка.

otkaz-v-privatizatsii-zemelnogo-uchastka-osnovaniya-prichiniПричины отказа, которые чаще всего оспариваются заинтересованными лицами

Уполномоченные лица чаще всего не ограничиваются причинами, изложенными в законе. И отказывают неправомерно. В части ситуаций, отказ может носить лишь формально правомерный характер. С этими явлениями граждане сталкиваются на практике:

Недостаточное количество документов: некоторые из бумаг, входящих в комплект, могут быть потеряны, архивы расформированы. Стоит знать, что некоторые бумаги чиновники обязаны искать самостоятельно.

  1. Ошибки, которые были сделаны в обработке данных из документации отчетного характера. В результате может наблюдаться расхождение, которые существует между сданными документами и теми данными, которые имеются у местных органов власти. По какой-то причине, виновником произошедшего объявляется лицо, которое заинтересовано в приватизации земельного участка.
  2. На участке находятся строения, которые относятся к незаконно построенным.
  3. Задолженность по налоговым сборам, услугам ЖКХ.

Все эти основания могут быть оспорены в суде.

Что делать, если отказали в приватизации участка

Отказ в приватизации оспаривается заинтересованными гражданами. Они могут воспользоваться двумя путями:

  1. Досудебный процесс.
  2. Обращение за помощью к судебной инстанции.

В порядке претензионного урегулирования спорного вопроса составляется жалоба. Она адресуется тому органу, который вынес необоснованное решение. В жалобе обязательно указывается следующая информация:

  • обстоятельства спорного дела: кто обращается, какую цель при этом преследует, что произошло в результате рассмотрения заявления от заинтересованных лиц;
  • обоснованность вынесенной претензии: причины, по которым заявитель считает, что претензия носит необоснованный характер;
  • требования к уполномоченному органу.

Жалоба на уполномоченный орган обычно направляется в прокуратуру. Это проще всего, так как поможет избавить заявителя от выбора вышестоящей инстанции. В обязанности прокуратуры входит обработка сообщения, а также выявление несоответствия законодательству, вынесение предписания об устранении нарушений.

По факту обращения необходимо написать иск. Он передается в суд районного уровня. В деле действует исключительная подсудность, что означает передачу иска по месту нахождения участка земли. Исковое заявление формируется по определенным правилам, указанным в ст. 131 ГПК РФ. В иске нужно указать следующие данные:

  • обстоятельства спора: в иске указывается аналогичная информация, то та, что написана в жалобе;
  • ссылка на вынесенное неодобрение, отсылка к решению муниципалитета;
  • позиция истца: она должна быть аргументирована, с указанием документов, норм права, которые подтверждают правоту заявителя;
  • требования о передаче в собственность земельного надела.

К иску обязательно прикладываются документы, которые связаны с земельным наделом и его характеристикой.

otkaz-v-privatizatsii-zemelnogo-uchastka-osnovaniya-chto-delatОтказ в приватизации: судебная практика

В одном из дел, которые рассматривались судом, истец просил принудить местный орган власти заключить с ним соглашение купли-продажи участка, на котором находится строения, принадлежащие заявителю на праве собственности.

В суд гражданин обратился по причине бездействия местного органа власти. В заседании суда представитель администрации объяснил бездействие тем, что существуют расхождения в площади земельного надела. Иными словами, нормативы, указанные в правоустанавливающих документах, и те, которые определены фактически, не совпадают.

Суд удовлетворил требования истца. В своем решении уполномоченный орган заявил, что несовпадение в площади могло произойти только в результате некорректного обмера участка. Это было сделано при межевании.

На что обратить внимание при отказе в приватизации

Особый акцент следует сделать на отказах, связанных с приватизацией земель, находящихся на территории дачных, садоводческих товариществах. А также земельных наделов, которые находятся под жилым домом.

На практике, органы Росреестра – органа, уполномоченного государством на регистрационные действия, выносят отрицательное решение по причине того, что пакет документов неполный. И необходимую бумагу не может выдать председатель СНТ.

В случае если земельные участки были получены до момента вступления в действие настоящего Земельного Кодекса, до 2001 года, то в качестве документов предоставляются решения местных органов власти, арендные договоры, акты приема-передачи земли. Если этих документов нет в наличии, то пользователь земельным наделом получает отказ в приватизации.

Но пользователь также не всегда может получить эти документы, даже из архивов территориального образования. В этом случае вопрос решается через суд. Туда нужно предоставить бумаги, имеющиеся у землепользователя. Не обращая внимания на то, какой датой они были выданы.

Решение судебной инстанции, связанное с признанием правомочий собственника на земельный надел, обеспечивает гражданину приватизацию в ускоренном темпе.

На практике, Росреестр также отказывает в приватизации, если площадь земельного надела по площади менее 600 кв.м. По закону, максимальные и минимальные размеры площади устанавливают местные органы власти. Они отражены в таком документе, как Правила землепользования и застройки. И указанная площадь – это традиционный размер. Если площадь не вписывается в параметры, то Росреестр и Кадастровая палата отказывает в постановке на кадастровый учет. Как могла произойти такая ситуация, когда площадь земельного надела меньше требуемой законом? Все просто: участок у гражданина появился до того, как были установлены Правила землепользования. Как действовать в этой ситуации? Искать свободный участок. Если он в наличии, никому не принадлежит, то можно подать запрос на его приватизацию, тем самым увеличив площадь первоначального.

Для уточнения площади надела можно вызвать еще раз кадастрового инженера. Возможно, она найдет недостающие сотки.

Если свободный земельный надел отсутствует, то универсальным способом защиты выступает обращение в суд. Нужно составить иск, в котором указать все обстоятельства спорного дела. Правота истца основывается на том, что ПЗЗ устанавливает минимальные площади. И кроме того: эти правила появились после получения гражданином земельного участка.

Прочитали, но все равно не разобрались?

Воспользуйтесь бесплатной юридической консультацией!

Помощь юриста