Перераспределение земельных участков, что это такое
Перераспределение земельных участков – это понятие, которое было введено в обиход пять лет назад. Процедура была легализована, но до сих пор встречаются собственники, которые самовольно, без официального оформления приращивают к своим участкам соседнюю территорию. Судебная практика показывает, что в этой ситуации, спорные дела заканчиваются не в их интересах. Это правонарушение, за которое граждане отвечают по КоАП РФ.
Перераспределение: что это такое и зачем оно нужно
Перераспределение относится к изменению границ земельного участка. Его осуществляют при объединении наделов, изменении их площади, разделении между двумя собственниками. Для того чтобы сделать это законно, нужно посмотреть на положения ст. 11.7 ЗК РФ. Исходя из его смысла, можно сказать о том, что россиянам разрешено менять границы и площадь земельного надела за счет земель, собственниками которых выступает государственный и муниципальный орган. В реальности процесс перераспределения подразумевает кадастровые работы в их совокупности. В результате их проведения происходит корректировка границ земельных наделов. По ст. 11.7 создаются новые участки, старые прекращают свое существование. Если участок принадлежит частному лицу, то после перераспределения полномочия собственника возникают у нового владельца по соглашению, которое было оформлено между бывшими владельцами.
Перераспределение необходимо в ситуациях, когда земля не только увеличивается, но и уменьшается в площади, а также делится между несколькими гражданами. Кроме того, если на участке необходимо проведение коммуникаций, например, водопровода, по решению судебной инстанции. Рекомендуется провести процедуру, если отступ от дома жилого назначения составляет менее 3 метров. И границы участка, находящегося в частной собственности, можно отодвинуть дальше, за сет земли смежного назначения. По ст. 39.28 ЗК РФ земельные угодья, принадлежащие местным или региональным органам власти, могут быть перераспределены, но в пределах территорий, которые были застроены, при условии принятия решения о том, что земли будут развиваться. Об этом оформлен соответствующий договор.
Случаи, по которым происходит перераспределение
Изменение неутонченных и ломаных границ | В этой ситуации происходит уточнение границ земельного надела, но сохраняется при этом первоначальная широта земельного угодья Процедура происходит при участии заявителя в качестве заинтересованного в процессе лица и местной администрации |
Выделение границ смежного типа | Происходит по программе, связанной с развитием муниципальной территории, включая и земли, которые предназначены под застройку Перераспределение границ происходит частными собственниками для того, чтобы при строительстве дома, его границы, расстояние до соседей и красных линий соответствовали правилам СНИП |
Перераспределение земель в кооперативах | Необходимо четко понимать, где чьи границы, особенно, это актуально для собственников земельных угодий, которые предназначены под ИЖС и ЛПХ |
Наличие программ федерального уровня | В случае осуществления строительных работ, связанных с наличием специальных федеральных программ В качестве программ могут выступать различные действия государственных органов, связанных с благоустройством территории: строительство железнодорожных путей сообщения, образование водоема, возведение моста |
Каким критериям должен отвечать земельный участок?
Перераспределению подлежат не все земельные участки. Условия проведения:
- На участках были проведены геодезические работы.
- После межевания участок ставится на кадастровый учет.
- Площадь территории, которая присоединяется к участку, принадлежит государственной собственности.
- Земельный участок, который перераспределяется и принадлежит гражданину, не может быть меньше законодательно установленного размера.
- Участки земли должны иметь одно целевое назначение.
- Передел возможен только в отношении участков смежного назначения.
- Земли, которые объединяются, принадлежат к одной административной территории. Это нужно для того, чтобы избежать изменения границ муниципалитета.
Если собственник захотел осуществить перераспределение, ему необходимо оповестить об этом собственника участка, который является смежным по отношению к наделу, принадлежащего заявителю. Требование объясняется тем, что сосед также принимает участие в процедуре. Но не всегда можно знать, кому принадлежит земельный надел на самом деле, кто по документам выступает его собственником. В этой ситуации заинтересованное лицо имеет право запросить выписку из ЕГРН. Пути разные:
- заказ выписку в Росреестре;
- удаленно, на сайте Росреестра;
- через МФЦ.
Стоимость
Эта услуга не бесплатная. Она облагается государственной пошлиной за совершение действий со стороны уполномоченных органов. Разнится и размер государственной пошлины. Все зависит от того, какого рода информацию хочет получить заинтересованное лицо. Пошлина оплачивается заранее, перед тем, как подать заявку на выписку.
После того как заинтересованное лицо узнает, кто собственник смежного участка, ему будет необходимо с ним провести личную беседу. В ходе разговора нужно указать на необходимость перераспределения земель. Нужно достигнуть соглашения по предмету изменения границ. Если сосед согласен, то между сторонами заключается соглашение. В нем прописываются условия, на которых происходит изменение границ, это фиксируется в соглашении. В документе отражается:
- данные о владельцах участков, которые перераспределяются: фамилия, имя, отчество, серия и номер паспорта, место его выдачи и подразделение, которое сделало это;
- если собственником выступает не гражданин, а организация, необходимо собрать все данные о ней, в частности: учредители, наименование ЮЛ, информация об правоустанавливающих документах.
Кроме информации о собственниках, указываются данные об участках земли, которые будут принимать участие в перераспределении. В частности, их кадастровые номера, местонахождение, а также основания, на которых заинтересованное лицо желает провести перераспределение. В конце соглашения ставятся подписи сторон с расшифровкой.
Алгоритм перераспределения
Если собственник принял решение о том, чтобы разделить участок на два, либо соединить смежный, он обращается в городскую администрацию, то есть в тот орган, который уполномочен принимать решение о разделении земельного надела. Гражданин пишет заявление по правилам ст. 32.29 ЗК РФ. На бумаге он отражает следующие данные:
- паспортную информацию;
- телефон, емейл для того, чтобы сотрудники уполномоченного органа могли с ним связаться;
- название и местонахождение ЮЛ (если заявление подает предприниматель);
- кадастровый номер смежных наделов;
- межевое дело;
- если заявление пишется от представителя собственника, необходима доверенность;
- правоподтверждающий на землю документ (копия);
- копии актов, которые удостоверяют, что на надел человек имеет право – в случае, если право собственности не отражено в ЕГРН.
Если межевое дело в перечне бумаг отсутствует, то заявитель обязан самостоятельно оформить схему расположения его земельного надела на кадастровой плане территории.
Заявление рассматривается примерно 30 дней. По факту рассмотрения, анализа, проверки предоставленных бумаг, уполномоченный орган дает согласие на процесс перераспределения земельного надела. Решение основывается на проекте межевания. Кроме одобрения, от уполномоченного органа может поступить и отказ. Он должен быть оформлен в письменном виде и быть мотивированным.
В случае одобрения, согласия на перераспределение земельных наделов, собственник организовывает кадастровые работы. Надо понимать, что они оплачиваются из его кармана. Услуга необходима для того, чтобы поставить земельный надел на учет в кадастре. По результатам оказания услуги, гражданину выдается документ. Это кадастровый паспорт. Он будет необходим для заключения договора в местной администрации.
Соглашение
Перераспределение земельных угодий происходит путем оформления специального соглашения, сторонами которого выступает гражданин и представитель местной администрации. Документ составляется без участия нотариуса. Достаточно простой письменной формы. Но в его тексте обязательно должны быть следующие пункты:
- дата, место заключения договора;
- данные о сторонах;
- основания, по которым перераспределение земель необходимо;
- характеристики земельного надела, который будет распределяться;
- ратификация соглашения обеими сторонами путем проставления на нем подписей.
После подписания договора за участок, который присоединяется, заявитель обязан заплатить. Размер денежной суммы (иначе – выкупа земельного надела) устанавливается уполномоченным органом – местной администрацией. Он зависит от того, сколько стоит присоединяемый надел, а расчет происходит на основе его кадастровой стоимости. Если земельный надел относится к собственности, которая принадлежит федеральным органам власти, то выкуп происходит 15% от общей цены.
Соглашение должно быть составлено по всем правилам. Оно подписывается сторонами и приобретает силу юридического документы. И он выступает основанием для того, чтобы оформить право собственности. Но это уже другая процедура, связанная со сбором документов и обращением в органы Росреестра.
Отказ
Соглашение не может быть подписано ни на каких условиях, если со стороны уполномоченного органа поступил отказ. Основания к нему отражены в ст. 39.29 ЗК РФ. Любой землепользователь может с ними ознакомиться для того, чтобы предупредить появление возможных проблем в будущем времени и сделать все в соответствии с законом. Причины отказа:
- земельный надел относится к категории наделов, в отношении которых запрещается распределение;
- земли, в отношении которых идет процесс перераспределения, с разным видом разрешенного использования;
- наделы, которые пытается присоединить собственник, не относятся к смежным;
- если участки находятся под обременением, то не получено согласия третьих лиц на перераспределение;
- на участках, которые могут получиться в результате перераспределения, будут располагаться объекты недвижимого имущества, относящиеся к государственной и муниципальной собственности;
- в межевом деле фигурирует земельный надел, который изъят из гражданского оборота или ограничен в нем;
- земли принадлежат к разным муниципальным образованиям;
- участок выступает в качестве резерва для нужд государственного и муниципального значения;
- участок – это лот, о проведении аукциона было предварительное оповещение;
- после перераспределения образуется очень большой по площади участок, он превосходит законодательно установленные лимиты;
- существует необходимость в том, чтобы уточнить границы земельного надела, если он принадлежит гражданину;
- схема земельного надела противоречит документации, а также не соответствует планировке территории.
Отказ, который заявитель получил от местных органов власти, должен быть мотивированным. Необходимо указать причины запрета на проведение процедуры.
Изменения, произошедшие в перераспределении земельных участков с 2019 года
С 1 января 2019 года были внесены изменения в ЗК РФ, которые касаются порядка перераспределения участков земли. Поправки коснулись не всего алгоритма, а лишь нескольких положений. Например, по закону, с 2019 года нельзя перераспределять участки дачного предназначения. И это понятие было упразднено. Теперь дачный участок называется садовым. Другие новшества, которые принесло законодательство, касаются изменение в кадастровой системе. В результате перераспределения участков между собственники возникает новый надел или наделы, имеющие другие координаты и габариты. Будет ли меняться их кадастровый идентификатор, решит уполномоченный орган.
Действия землевладельца по перераспределению земель
Чтобы начать процедуру, необходимо собрать комплект необходимых бумаг. Для того чтобы определиться с их перечнем, нужно прийти в местную администрацию. Статья 39.29 ЗК РФ говорит о том, что для перераспределения нужно соглашение, заключаемое между собственниками. С этим целями подается соответствующее заявление.
Заявление имеет типовую форму, заполняется в произвольном порядке. В качестве примера заполнения, можно поинтересоваться в уполномоченном органе и уяснить для себя правила его заполнения. Кроме того, взять бланк заявления, тот, который действует на территории муниципального образования, где находится земельный участок. Форма заявления не имеет строго унифицированной формы. Исходя из этого, она может быть разной. Все зависит от конкретного муниципального образования. Кроме личного присутствия, заявление может подать от лица собственника его представитель. Но ему нужна доверенность. В этом документе необходимо написать перечень полномочий представителя. Кроме личного присутствия, заявление допускается подавать через интернет портал Госуслуги.ру или по почте.
В заявлении указывается:
- фамилия, имя, отчество, адрес сторон соглашения;
- если его подает ЮЛ – то его наименование, юридический, фактический адреса, реквизиты: ОГРН, ИНН;
- номера участков согласно кадастру.
К заявлению, написанному гражданином или ЮЛ, прикладывается пакет бумаг. Они обязательны:
- выписка из ЕГРН;
- копии документов о собственности;
- если такие документы отсутствуют, необходимы бумаги, которые устанавливают, на каком основании человек владеет землей;
- схема расположения земельного участка или проект его межевания;
- выписка из ЕГРП, ЮЛ, если заявление было подано от лица, осуществляющего в муниципальном образовании предпринимательскую деятельность.
За какое время уполномоченный орган обязан рассмотреть поступившее к нему заявление?
Закон устанавливает сроки, в которые заявление подлежит рассмотрению. В частности, срок равен 30 дням, не считая выходные. Срок может быть пролонгирован во времени до 45 суток. Это связано с тем, что для рассмотрения вопроса уполномоченный орган обязан потребовать дополнительную документацию, так как перечень общих документов не является исчерпывающим.
Если заявление подано, но в процессе были выявлены нарушения, например, не хватает документов, то оно возвращается обратно гражданину или представителю ЮЛ. Закон также отводит для этого срок. Он равен 10 дням со дня поступления документов в уполномоченный орган.
Решение от уполномоченного органа
Оно принимается по факту рассмотрения заявления, а также комплекта бумаг, которые прикладываются к нему в обязательном порядке. Уполномоченный орган принимает одно из двух решений:
- Дать положительный ответ о перераспределении земельных наделов заявителю. При этом уполномоченный орган основывается на проекте межевания.
- Отказать в заключение соглашения. Но при этом необходимо указать причины этого действия. Обязательна при этом ссылка на законы для того, чтобы заявитель четко понимал для себя, по какой причине ему отказали в услуге.
Если заявление было рассмотрено уполномоченным органом, он дал пользователю положительный ответ, то заключается соглашение о том, что земельные участки будут перераспределены. Этот документ имеет простую письменную форму, участие нотариуса не требуется. Но стороны, как и в любом договоре, обязаны соблюдать все правила, прописывать пункты, а также существенные условия. Договор отражает добровольно желание сторон, выраженное в том, что они достигли договоренностей по поводу перераспределения земельного надела. В соглашении описываются мотивы и причины этого действия. Сторонами соглашения могут выступать муниципалитеты, местная администрация, граждане, ЮЛ.
Оформление перераспределения
Для перераспределения требуется пакет документов, указанных выше. Но необходимо понимать, кто будет осуществлять этот процесс на практике. Участие в этой процедуре предполагает наличие не только местной администрации, заинтересованных лиц, но и других граждан. Это связано с тем, что в результате перераспределения изготавливается такой документ, как межевой план. А подписать его может только специалист. Это кадастровый инженер. Это лицо кроме составления и подписания этого документа, обязано давать консультации по этому вопросу, а также рекомендации по поводу схем и проектов земельного участка. И он может это делать, как до, так и после заключения соглашения.
Диск с межеванием подается в МФЦ для того, чтобы зарегистрировать переход права собственности в Росреестре. Как только новые участки будут поставлены на учет в кадастре, старые наделы не будут считаться единицей земельных угодий с правовой точки зрения.
Перераспределение земельных участков возможно с увеличением или уменьшением их габаритов. Если мы говорим об увеличении площади, это означает прирезку участка земли. И этот процесс может происходить, как за счет площади, которая принадлежит муниципальным органам, так и за счет частных собственников.